МБОУ ХМР НОШ п. Горноправдинск
п. Горноправдинск, Ханты - Мансийский район, Тюменская область
  • Страничка учителя-логопеда

    Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников

         Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни вашего ребенка. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе.                 

         Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка.

         Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.

    Родителям следует обратить внимание на следующее:

    1. Состояние звукопроизношения.
    Ребенок к шести годам должен четко произносить все звуки.

    2. Состояние фонематических процессов.
    Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа
    и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и
    повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

    3. Состояние грамматического строя.
    Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик),  словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

    4. Состояние слоговой структуры слова.
    Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.

    5. Состояние словарного запаса
    В словаре 6-7 летнего ребенка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых больше времени находить для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним.

    6. Состояние связной речи
    Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д. Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам

    7. Развитие мелкой моторики
    Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Для того, чтобы избежать данных проблем, нужно решить вопрос о готовности к
    письму непосредственно руки. Успешному развитию мелкой моторики способствует: - лепка из пластилина, глины, теста;
    - игры с мелким конструктором;
    - пазлы, мозаика, застёгивание и расстёгивание пуговиц;
    - пособия-шнуровка, завязывание и развязывание шнурков;
    - раскрашивание, штриховка, рисование;
    - нанизывание бус, бисероплетение и многое другое.

    8. Состояние пространственных функций
    Умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях (перевёрнутые,
    заштрихованные наложенные друг на друга и пр.).

    9. Развитие коммуникативных функций
    Полноценному развитию коммуникативных функций ребенка способствует постоянное общение с детьми, взрослыми. Речь идет об
    умении слушать, запоминать и выполнять инструкции и о выстраивании полного, развернутого, уверенного общения.

    10. Развитие процессов внимания, памяти
    Сегодня довольно большой выбор упражнения и заданий для развития внимания и памяти. Их можно купить, можно найти в интернете.
    Например:
    - найти 10 отличий на двух практически одинаковых картинках;
    - пройти по лабиринту;
    - увидеть недостающие детали;
    - запомнить ряд слов или предметов и т.д.

    11. Развитие мышления
    Развитое мышление предполагает:
    - умение ребенка обобщать слова или предметы («назови одним
    словом»: например, стол, стул, кровать, шкаф – это мебель);
    - умение классифицировать («распредели на группы»: помидор, огурец,
    яблоко, морковь, груша, персик);
    - умение выделять лишнее с объяснением (тарелка, вилка, мячик,
    чашка).
    Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:
    - Больше читайте! Читайте вслух ребенку, рассматривайте с ним
    иллюстрации в книге, пусть пробует читать сам (хотя бы коротенькие
    знакомые слова).
    - Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте,
    раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.
    - Работайте над развитием познавательных способностей ребенка:
    разучивайте стихи, придумывайте рассказы.
    - Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу,
    парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша
    организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
    - Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием
    отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.

    Полезные материалы

    К поступлению в 1 класс ребенок должен знать:

    •  Свои имя и фамилию, адрес, имена членов семьи, номер телефона мамы /папы
    •  Знать времена года, названия месяцев, дней недели
    •  Уметь различать цвета
    •  Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.
    • Иметь элементарные представления об окружающем миру: о профессиях, явлениях природы, правилах общения и поведения.

    Учителя - логопеды.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie