1. Состояние звукопроизношения.
Ребенок к шести годам должен четко произносить все звуки.
2. Состояние фонематических процессов.
Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа
и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и
повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
3. Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
4. Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
5. Состояние словарного запаса
В словаре 6-7 летнего ребенка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых больше времени находить для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним.
6. Состояние связной речи
Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д. Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам
7. Развитие мелкой моторики
Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Для того, чтобы избежать данных проблем, нужно решить вопрос о готовности к
письму непосредственно руки. Успешному развитию мелкой моторики способствует: - лепка из пластилина, глины, теста;
- игры с мелким конструктором;
- пазлы, мозаика, застёгивание и расстёгивание пуговиц;
- пособия-шнуровка, завязывание и развязывание шнурков;
- раскрашивание, штриховка, рисование;
- нанизывание бус, бисероплетение и многое другое.
8. Состояние пространственных функций
Умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях (перевёрнутые,
заштрихованные наложенные друг на друга и пр.).
9. Развитие коммуникативных функций
Полноценному развитию коммуникативных функций ребенка способствует постоянное общение с детьми, взрослыми. Речь идет об
умении слушать, запоминать и выполнять инструкции и о выстраивании полного, развернутого, уверенного общения.
10. Развитие процессов внимания, памяти
Сегодня довольно большой выбор упражнения и заданий для развития внимания и памяти. Их можно купить, можно найти в интернете.
Например:
- найти 10 отличий на двух практически одинаковых картинках;
- пройти по лабиринту;
- увидеть недостающие детали;
- запомнить ряд слов или предметов и т.д.
11. Развитие мышления
Развитое мышление предполагает:
- умение ребенка обобщать слова или предметы («назови одним
словом»: например, стол, стул, кровать, шкаф – это мебель);
- умение классифицировать («распредели на группы»: помидор, огурец,
яблоко, морковь, груша, персик);
- умение выделять лишнее с объяснением (тарелка, вилка, мячик,
чашка).
Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:
- Больше читайте! Читайте вслух ребенку, рассматривайте с ним
иллюстрации в книге, пусть пробует читать сам (хотя бы коротенькие
знакомые слова).
- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте,
раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.
- Работайте над развитием познавательных способностей ребенка:
разучивайте стихи, придумывайте рассказы.
- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу,
парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша
организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
- Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием
отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.